“АКРОБАТИЧЕСКИЕ ТРЮКИ” ВЕРТОЛЕТОВ
С.Н. Шмидт

[Введение][Примеры аварий][Новый взгляд][Эксперимент ГДС-01][Выводы]

ПРИМЕРЫ АВАРИЙ

Из истории вертолетов Братухина:


Рис. 3

Вертолет Б-11 — это наиболее доведенная из всех машин ОКБ-3.

При испытаниях выявилась приверженность этих машин вибрациям, что стало причиной катастрофы — 13 декабря 1948 года из-за отрыва лопасти разбился один из Б-11. Погибли летчик-испытатель К.И.Пономарев и бортрадист И.Г.Нилус. В ходе дальнейших доработок вибрации удалось устранить.
ВИНТОКРЫЛАЯ “ОМЕГА”. О вертолетах конструктора И.П.Братухина
Испытания, как вспоминал А.М.Загордан, бывший в то время помощником ведущего инженера, нередко сопровождались аварийными ситуациями. Однажды Долгов и Марьин отправились в свой первый полет по кругу. После положенного контрольного висения вертолет перешел в набор высоты, но, не успев подняться на несколько метров, резко завалился влево. Долгов выключил двигатели, и машина рухнула на взлетную полосу. Расследование летного происшествия показало, что сломалась нижняя пластинчатая муфта вертикального вала, соединявшего редукторы двигателя и левого НВ.
После ремонта “Корректировщика артиллерийского огня”, испытания продолжили, и в январе 1947-го А.К. Долгов и штурман Т.Ф. Горбунов выполнили первый удачный полет продолжительностью 15 минут на высоте 600 м. Но несколько дней спустя произошло трагическое событие. 7 января, вскоре после взлета, Г-3, пилотируемый Долговым и штурманом В.В. Ковыневым, рухнул на землю в нескольких километрах от аэродрома. До этого машина выполнила 119 полетов, налетав почти 28 часов, из них 17 полетов – в Чкаловской. Расследование показало, что причиной аварии стало разрушение подшипников и поломка вала нижнего редуктора правого НВ. Предусмотренная на геликоптере возможность полета на одном работающем моторе не могла быть использована, так как разрушившийся редуктор привел к большому тормозному моменту вращения НВ. А малая высота не позволила воспользоваться режимом “авторотация”. Уже было построено десять “Омег”, подготовлено с десяток летчиков, выявлены и устранены многие дефекты, но аварии продолжались.
В апреле 1947-го на испытания поступил второй экземпляр Г-4 “Дублер”. В отличие от предшественника, на “Дублере” установили новые лопасти НВ с геометрической круткой, что благоприятно сказалось на его летных характеристиках. Налетав лишь 16 час. 18 мин., в январе 1948-го он потерпел серьезную аварию. Заходя на посадку, Г-4, пилотируемый М.К.Байкаловым, с высоты 50-60 м стал снижаться быстрее чем обычно и где-то на 10 м, перейдя на кабрирование, с той же вертикальной скоростью ударился о землю. Машина ремонту не подлежала, а летчик отделался испугом. Причина
аварии, по мнению комиссии, заключалась в чрезмерно высоком выравнивании перед посадкой.
Надо сказать, что у Байкалова, имевшего общий налет на самолетах свыше 2000 часов, первая авария на вертолете Г-3 произошла в июне 1947-го. Тогда причину так и не установили, а геликоптер пришлось основательно ремонтировать. Спустя чуть больше месяца снова авария. На этот раз поломка опытного Г-4 произошла по вине пилота, из-за грубой посадки. Длинная цепочка аварий на вертолетах завершилась гибелью Байкалова на опытном Ми-1, когда при передаче машины заказчику перед посадкой разрушился рулевой винт.
За десять лет работы над вертолетами поперечной схемы так и не удалось достигнуть расчетных параметров, главным образом из-за ограничений по динамической прочности.
Более 30 лет прошло после создания Ми-12 и за это время никто не осмелился повторить опыт предшественников. Хотя к этой схеме и обращались, но на бумаге, делая расчеты для сравнения с проектируемыми машинами. Более того, никто из специалистов не берется предсказать появление в будущем вертолета подобной схемы. Похоже, что время глобальных экспериментов прошло.

Из истории создания винтокрыла Ка-22:


Рис. 4

В этот день зависание длилось всего несколько секунд. Ефремов очень быстро уловил неустойчивость и “путевое рысканье”, что было опасно. Он мягко опустил винтокрыл на землю, подумал и через некоторое время вновь завис на метре – рысканье повторилось. Это увидел и Камов с земли. Машину поставили в цех.

В один из дней винтокрыл возвращался с длительного перелета. При снижении на посадку прямо над взлетно-посадочной полосой его вдруг стало резко разворачивать, затем накренило почти на 90 градусов, и он рухнул. При ударе о землю машина разрушилась, а весь экипаж вместе с шеф-пилотом Дмитрием Ефремовым погиб. Это было страшным потрясением для всех. Точно установить причину катастрофы государственной комиссии не удалось, но, было похоже, что произошел отказ управления. Камов сделал управление жестким, заменив тросы на тяги.
Ровно через два года – 5 сентября 1964 года – снова катастрофа, очень
похожая на первую. Как рассказывали очевидцы, первый полет в этот раз прошел без замечаний. В 7 часов 30 минут винтокрыл вторично взлетел. Первым пилотом был Боровцев, вторым Гарнаев. Винтокрыл набрал высоту 100 метров, сделал круг, и вдруг его стало переворачивать на спину и затем затягивать в пикирование. Экипажу удалось вывести винтокрыл в горизонтальный полет, как вдруг оторвалась гондола. Трое успели выброситься на парашюте, в том числе и Юрий Гарнаев (он когда-то испытывал первые катапульта), а Боровцев и инженер КБ Рогов не успели.

Из сводок новостей:

РБК. 28.04.2000, Санкт-Петербург 12:26:36. В мире за последние 2 года потерпели аварию 5 вертолетов Robinson, а в среду в Цесисском районе Латвии разбился уже шестой по счету. Аварии с этими вертолетами уже случались в США, Португалии и других странах, причем во всех случаях обстоятельства авиакатастроф были сходными – неожиданно увеличивались обороты двигателя, он терял высоту и падал.

В среду в Темрюкском районе Краснодарского края потерпел аварию вертолет Ка-26, принадлежащий предприятию “Газпром-авиа”. Во время посадки, когда вертолет находился в полуметре от земли, его неожиданно подбросило вверх, и он перевернулся. Коммерсантъ-daily № 173, 18.09.98 г., с. 7

В Самарской области при взлете в воскресенье вечером потерпел аварию и упал с высоты 200 метров вертолет Ми-2. На его борту находились два члена экипажа. Один из них получил травмы и в настоящее время госпитализирован, другой не пострадал. По предварительным данным, авария произошла из-за отказа двигателей вертолета.

Согласно данным, полученным вчера ранним утром корреспондентами “ВБ” в МВД, МО, МЧС и ГО, борт номер 22329 совершил взлет 15 марта в 11.01 в военном аэропорту “Фрунзе–1”. . P.S. Согласно информации, поступившей в редакцию уже сегодня утром, у геликоптера при посадке якобы отказал правый двигатель. Машину начало крутить. В итоге вертолет ударился хвостом о скалу и упал.

В субботу в Песчаных Ковалях потерпел аварию вертолет Ми-2, принадлежащий второму Казанскому авиапредприятию. В то утро ничто не предвещало беды. Командир, летчик первого класса Е.Богаченко и член экипажа В.Герасимов, как обычно, заняли свои места в вертолете с бортовым номером 23794. Ровно в девять МИ-2 стал медленно подниматься, чтобы совершить плановый облет нефтепровода. И тут случилось непредвиденное: набрав двухметровую высоту, вертолет вдруг рухнул. Все произошло мгновенно: в результате падения машина опрокинулась на правый бок и загорелась. К счастью, люди успели выбраться из пылающего вертолета. По информации летчика, причиной падения явилась остановка двигателей

11 октября произошла трагедия в Ханты-Мансийском автономном округе в районе озера Таптым. Вертолет Ми-8Т предприятия “Ханты-авиа” выполнял транспортно-связной полет с шестью пассажирами на борту. В 14 часов 50 минут местного времени, при посадке, в момент касания колес земной поверхности, вертолет опрокинулся на левый борт.

Авария произошла в 24 минуты десятого на третьей минуте после взлета. Вертолет успел подняться всего на семьдесят-восемьдесят метров, когда неожиданно раздался хлопок. Ми-8 немедленно начал заваливаться набок, потом перевернулся хвостом вниз и рухнул прямо на поле, где как раз планировалось приземление парашютистов. Как известно, вертолет МИ-8 считается одним из самых надежных воздушных судов в мире. Вероятнее всего, падение вертолета стало следствием перегрузки, разрушения редуктора или самопроизвольной остановки двигателя. (Нина АСТАФЬЕВА, Анатолий МАЛЬЦЕВ/Интерпресс )

Вечером 3 августа в Чунском районе Иркутской области потерпел аварию вертолет Ми-8 (бортовой номер 24428), принадлежащий Нижнеудинскому авиапредприятию. Вертолет разбился, заходя на посадку около населенного пункта Червянка, где должен был взять на борт десятерых пожарных, чтобы доставить их к месту тушения лесного пожара.

В августе 1987 года случилось более серьезное происшествие – авария вертолета МИ-2. Летчики выполняли облет лесов в поисках лесных пожаров. Благополучно взлетев в Кабанске, экипаж начал выполнять заход на площадку в верховьях реки Мишиха. На высоте 15-20 метров при скорости 30-40 километров в час вертолет начал резко терять высоту. Не долетев 60-ти метров до намеченного места зависания, вертолет упал в болото и опрокинулся на левый борт.

Вертолет Ми-2 20 октября 1991 года, находясь в 52 километрах северо-восточнее аэропорта Нижнеангарск, столкнулся с горой. Командир воздушного судна не смог правильно оценить метеоусловия: видимость была плохая, из-за чего вертолет отклонился от заданного маршрута и, сбившись с пути, начал снижение. Спустя мгновение произошло столкновение с горой, воздушное судно разлетелось на кусочки. Экипаж погиб.

Одной из крупнейших катастроф последнего времени стала гибель вертолета Ми-8, принадлежавшего ОАО “Бурятские авиалинии”. 1 июля 1998 года вертолет выполнял чартерный рейс по заявке заказчика “Бурятзолото”. При выполнении подлета с места стоянки на подобранную площадку после зависания на высоте 3 метра “вертолет начал перемещение со стояночным курсом 330 градусов”. Воздушное судно начало самопроизвольное вращение, столкнулось с землей, опрокинулось на правый борт и загорелось. В результате аварии от ожогового шока погибли трое иностранных граждан. Серьезные телесные повреждения получили один член экипажа и 8 пассажиров.

вертолет со знаменитым врачом (С. Федоровым) вылетел из Тамбова 2 июня в 17.20 по московскому времени. Через два с половиной часа полета возле Московской кольцевой дороги машину начало бросать из стороны в сторону, а потом вертолет стал стремительно снижаться, срезая винтом верхушки у деревьев. “Газель” с бортовым номером РА 00502 разбилась в 100 метрах от Тушинской детской больницы. От удара куски кабины и хвоста разлетелись минимум на полсотни метров. Все четверо, находившиеся в вертолете, от удара погибли…
Ряд экспертов напомнил, что в середине 70-х годов на таком же вертолете с тремя несущими лопастями, полученном в подарок от Индии, в Крыму разбился начальник тыла морской авиации СССР генерал А. Федотов.

предыдущая страница ..... следующая страница .....

 

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.